Новости

С ЛЮБОВЬЮ К ЛЮДЯМ

28/02/2014

Многие жители района Орехово-Борисово Южное знакомы с ней лично. На протяжении 30 с лишним лет она стоит на защите интересов населения, помогая в решении насущных вопросов, будь то выдача или продление социальной карты москвича, оформление пособия по уходу за ребенком или материальная помощь ветеранам войны. Ее профессионализм, работоспособность и любовь к людям восхищают. Речь идет о начальнике Управления социальной защиты населения района Орехово-Борисово Южное Ирине Чебаковой. Мы встретились с Ириной Юрьевной, чтобы побеседовать об основных направлениях работы возглавляемого ею учреждения.

— Ирина Юрьевна, за много лет работы Вы, наверное, нарисовали для себя, скажем так, социальную карту района. Кто и с какими проблемами чаще всего к Вам обращается?
— Район Орехово-Борисово Южное — один из самых больших в Москве, и каждый день к нам приходят от 100 до 350 человек с самыми разными вопросами. Среди них преобладают обращения, касающиеся единовременных выплат, получения и замены социальной карты москвича, предоставления санаторно-курортных путевок, детских пособий и так далее. Характер и частота обращений, равно как и направленность работы УСЗН, во многом определяются действующими социальными программами, новыми положениями. Например, в 2012 году, когда в два раза увеличился размер детских пособий, к нам приходило много мам. В прошлом году, согласно Комплексной программе мер социальной защиты жителей города Москвы, мы вплотную работали с инвалидами всех категорий, поступало много обращений с их стороны. Сейчас мы активно работаем с  людьми, родившимися в период с 1938 по 1945 годы. Это довольно большая категория жителей, и нам предстоит значительный объем работы.
— С мая прошлого года УСЗН переданы полномочия по опеке и попечительству. Каковы первые результаты работы в этом направлении?
— Согласно переданным полномочиям, наше учреждение теперь занимается вопросами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. Это новое для нас направление деятельности и большая ответственность, поскольку речь идет о судьбах детей. Облегчает задачу то, что персонал органа опеки, ранее действовавшего в муниципалитете, в полном составе перешел в наш штат.
Мы наладили тесное сотрудничество с детским домом № 71 и домом ребенка № 25, которые расположены в нашем районе, ведь нам приходится решать очень сложные вопросы, касающиеся устройства детей — передачи их в приемную семью или на усыновление. Здесь очень важно не ошибиться и сделать правильный выбор. Ведь бывают случаи (к счастью, у нас не было таких прецедентов), когда детей усыновляют, а потом отдают обратно в детский дом, что наносит ребенку тяжелейшую психологическую травму. Очень трудно решать судьбу ребенка с особенностями развития. Тем не менее, на сегодня у нас есть уже 7 приемных семей, 11 детей усыновлены прекрасными родителями, которые хорошо нам знакомы и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. При этом дети, конечно, продолжают находиться под нашим наблюдением.
— Расскажите о Вашем коллективе, о том, как строится работа в Управлении.
— В УСЗН — 3 отдела, где работают 52 сотрудника: отдел комплексного обслуживания населения, отдел обслуживания семей с детьми и отдел опеки, попечительства и патроната. Все отделы работают в тесной взаимосвязи, а наши сотрудники являются универсальными специалистами: они могут оформить удостоверение ветерана труда, региональную социальную доплату, ответить на вопросы, касающиеся получения льгот, санаторно-курортного лечения… Столь широкий спектр деятельности предполагает наличие не только высокой квалификации — все наши сотрудники имеют высшее образование, — но и таких качеств, как человеколюбие, отзывчивость, сострадание. Более того, я считаю, что если человек любит, уважает людей, то всему остальному можно научиться.
К счастью, в Управлении собралась замечательная, дружная команда, преданная своему делу. Более половины сотрудников работают здесь едва ли не с момента открытия службы. Очень импонирует то, что у нас практически отсутствует текучесть кадров — если люди и уходят, то по объективным и зачастую радостным причинам. Так, одна из моих сотрудниц после 20 лет работы ушла на повышение: она возглавила Управление социальной защиты населения одного из районов Москвы, и я очень этим горжусь.
А в целом, наши жители настолько к нам привыкли, что могут, встретив кого-то из сотрудников Управления на улице, в магазине, подойти и задать интересующие их вопросы или посоветоваться. Может, это и не совсем удобно, зато является свидетельством настоящего доверия. А это дорогого стоит.
— Насколько я знаю, Вы вступили в ряды народных дружинников, руководствуясь при этом профессиональными интересами…
— Дело в том, что в каж­дом районе есть категория пожилых людей, относящихся к группе риска, — это одинокие пенсионеры. Сотрудники социальных служб регулярно звонят им, навещают, чтобы оказать необходимую помощь, но не всегда находят по указанным в картотеке адресам. Еще одним тревожным сигналом для УСЗН является факт неполучения человеком пенсии 2–3 месяца подряд. Кроме того, органы соцзащиты несут ответственность за сохранность имущества детей, находящихся под опекой, и совершеннолетних недееспособных граждан, состоящих у нас на учете. Удостоверение дружинника наделяет меня полномочиями, позволяющими совместно с участковым уполномоченным полиции осуществлять поиски людей, относящихся к категории «группа риска», не проживающих по месту регистрации.
— Ирина Юрьевна, Вы много лет трудитесь в сфере социальной защиты населения. Что повлияло на Ваш выбор профессии?
— Следующий год будет для меня юбилейным: я буду отмечать 55-летие, кроме того, исполнится 35 лет, как я пришла в систему соцзащиты. Можно сказать, я работаю в этой системе всю свою сознательную жизнь.
Родилась я в Москве, в Царицыне. Мне было 10 месяцев, когда трагически погиб мой отец, и на меня оформили пенсию по потере кормильца. Помню, как я ждала эту пенсию, мама покупала на нее разные вкусности. Получается, что понятие «социальная помощь» мною прочувствовано с детства. После окончания школы вопрос выбора учебного заведения для меня не стоял: я сразу решила поступать в библиотечный техникум Мосгорисполкома на отделение «Правоведение и учет в системе социального обеспечения населения». После техникума пришла по распределению в Красногвардейский райсобес, а в 1992 году, когда произошло разделение районов Москвы, возглавила Управление социальной защиты населения района Орехово-Борисово Южное.
У меня замечательная, любящая и заботливая семья: муж работает на Московском заводе полиметаллов, старшая дочь уже замужем, сын учится в Техникуме космического приборостроения. Увлекаюсь рыбалкой, очень люблю природу.
— Совсем скоро мы будем праздновать Международный женский день. Что бы Вы хотели пожелать своим сотрудницам накануне 8 Марта?
— Я желаю им всего самого наилучшего, а прежде всего — любви. Любви второй половины, домочадцев, любви наших жителей, ведь ничто не украшает нашу жизнь так, как это светлое чувство.

Беседу вела С. Дугарон
Фото автора

Выбор редактора