Нужен ли нам лыжный спуск
на Шипиловском проезде?
У юга столицы десятилетиями складывался имидж большой экологически неблагополучной территории, где явно не хватает парков, скверов и зеленых насаждений. Отчасти это когда-то было правдой, но лишь «отчасти» и «когда-то». Теперь любой человек, приезжая в Орехово-Борисово или Царицыно (где он не был, скажем, с начала 2000-х годов), буквально открывает рот от удивления. Здесь приводят в образцовый порядок изумительные старые и разбивают новые прекрасные парки, здесь облагораживают в лучших европейских традициях каскады прудов и даже затевают строительство горнолыжных трасс.
О чудесном преображении Южного округа, о дальнейших перспективах благоустройства его районов и, конечно, о том, всякая ли инициатива идет на благо людям, мы беседуем с депутатом Московской городской Думы Степаном Орловым.
— Степан Владимирович, сегодня много говорится о строительстве горнолыжного спуска на Шипиловском проезде. Задумка вроде бы хорошая, но есть в ней и откровенно «узкие места», поэтому местные жители активно протестуют против стройки. В двух словах — Ваше мнение о проекте.
— Он, конечно, подкупает тем, что на пустовавшей горке «Звездочка» обустроят три горнолыжные трассы с подъемниками, трассу для детского могула, склон для катания на роликах, будет возведено здание детско-юношеской спортивной школы с бесплатными секциями горнолыжного и роликового спорта — красота! Но как раз вот этот масштаб для тех, кто живет вблизи Шипиловского проезда, грозит обернуться экологической мини-катастрофой. Располагаться-то объект будет в особо охраняемой природной территории — парке «Царицыно», и по факту 11 гектаров будут огорожены от людей высоким железным забором. В результате доступ в лес со стороны Шипиловского проезда будет ограничен, любимое место прогулок жителей нашего района на природе в одночасье исчезнет.
— Вы не сгущаете краски?
— Если я чуть ли не каждый день получаю по несколько звонков и писем с требованиями остановить стройку — а в общей сложности против нее уже протестуют сотни людей, причем не только жители Шипиловского проезда, — как вы думаете, это пустяк или нет? Я убежден, что данный проект нуждается в дополнительной общественной экспертизе и, при необходимости, в корректировке. Исхожу из простого принципа — любые начинания должны идти только на пользу людям.
— Но все же нельзя назвать проект строительства горнолыжного склона абсолютно бесполезным?
— Разумеется, развитие массового спорта — это прекрасно. Но необходимо учитывать интересы всех, подчеркиваю, всех групп населения. Нужно и важно заниматься спортом, но при этом нельзя лишать пенсионеров, детей, молодых мам привычных прогулочных маршрутов. Такое положение дел однозначно неприемлемо!
— Если вспомнить, то у идеи построить трассу — долгая история, она родилась не вчера…
— И даже не позавчера. Разумеется, мы помним, что горка «Звездочка» появилась в ходе строительства станции метро «Орехово» еще в 1980-е годы — тогда всю выработанную землю свозили на этот участок. Когда-то зимой люди чуть ли не со всей Москвы приезжали к нам покататься, были даже смонтированы простые подъемники. А проект полноценного горнолыжного комплекса появился еще в конце 1990-х годов, правда, все карты тогда спутал кризис. Но поймите, залезать стальным клином в Царицынский парк нельзя!
— И что же, по Вашему мнению, делать в сложившейся непростой ситуации, как снять очевидную остроту проблемы?
— Первого апреля, и это не шутка, ко мне приходила целая группа представителей общественности. Среди них были ветераны и молодежь, и муниципальные депутаты, и жители домов по Шипиловскому проезду. Земляки принесли грамотно составленную, обоснованную жалобу на недоработанный проект. Я принял заявление — и на следующий же день мы с префектом Южного округа Алексеем Челышевым поехали на место, чтобы еще раз оценить ситуацию. Глава округа признал, что в нынешнем своем виде план строительства нуждается в доработке. После беседы с авторами проекта в Мосгордуме было организовано специальное расширенное совещание, посвященное судьбе нашей горки. По его итогам я обратился с запросами в Департамент строительства и Департамент физической культуры и спорта города Москвы с просьбой приостановить процесс строительства, провести широкое обсуждение проекта с населением. Нужно донести до столичных властей мысль о том, что жители хотят серьезных изменений проекта, что его необходимо срочно перерабатывать: убрать забор, уменьшить размеры здания, оставить свободный доступ в парк. И ключевая мысль — необходимо развивать вместе с горкой всю зеленую зону вдоль Шипиловского проезда.
— Что отвечает концепции комплексного развития округа, верно?
— Абсолютно точно. Верный подход заключается в грамотном планировании и использовании мощного природного потенциала нашей территории. Ведь исторически — старожилы это еще помнят — юг Москвы действительно был сплошным зеленым оазисом. К счастью, в промышленный век нам удалось сохранить, пусть в разрозненном состоянии, многие островки девственной природы, и теперь, наводя тут порядок и понемногу расширяя границы, мы получаем впечатляющий эффект.
— Благоустройство еще каких-то объектов стоит на повестке дня?
— Продолжаются работы во всех без исключения 11 парках и скверах ЮАО, на глазах создается единое природное парковое пространство общей площадью 800 га, куда войдут музеи-заповедники «Царицыно», «Коломенское», новый парк на Борисовских прудах (где запускается вторая очередь реконструкции прилегающей территории), а также огромная зеленая зона вдоль берегов Москвы-реки. В планах — навести образцовый порядок в яблоневом саду в конце Каширского шоссе. Дальнейшее благоустройство ждет оранжерейные пруды в парке «Царицыно». Иными словами, все делается для того, чтобы жить в Южном округе было по-настоящему комфортно и благополучно — от этой концепции мы не отступим.
В. Капитанников