24 мая парламентом во втором чтении принят законопроект №118634-7, предусматривающий дополнительные механизмы уголовного противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суициду.
Законопроект предусматривает введение трех новых составов преступления:
1. Криминализируется склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства.
2. Криминализируется содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению.
3. Криминализируется организация деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.
По мнению заместителя председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного, острая необходимость в таком законопроекте назрела давно.
«В прошлом году в России 720 детей покончили жизнь самоубийством. С 2014 по 2016 гг. эта статистика составляет 2 205 детей. Эти цифры не охватывают попытки суицида, число которых в несколько раз больше. Речь идет, в первую очередь, о тех подростках, которые были вовлечены в опасный квест и следовали указаниям администраторов «групп смерти» в соцсетях. По стране прокатилось мощная волна суицидальной эпидемии, унесшей жизни сотен и сотен детей. Нам неясны точные мотивы людей, какую выгоду они получают, но, определенно, они действовали и пока продолжают действовать против интересов России, самым подлым образом разлагая детскую психику. Ведь речь идет о тысячах подростков, которые, если и не совершили самоубийства, то уже встали на этот опасный путь. В связи с масштабом трагических событий, в ноябре 2016 г. Президент РФ поручил принять меры, направленные на совершенствование системы профилактики подросткового суицида», — прокомментировал парламентарий.
«Важнейшей новеллой рассматриваемого законопроекта является возможность привлечения к ответственности организаторов суицидальных групп, при условии, что конкретная жертва преступления отсутствует, но налицо все признаки вовлечения несовершеннолетних в суицидальную модель поведения. На мой взгляд, эта мера сможет эффективно предотвращать организацию «групп смерти» и других неформальных сообществ, следовательно, предотвратит сотни суицидов, совершенных несовершеннолетними», — сказал Выборный.