Ректор Государственного института имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая рассказала о проекте «Русский язык в цифровую эпоху». В продолжение рубрики #Ректорсоветует жительница и учитель из Чертанова поведала корреспонденту Объединенной редакции интернет-изданий Южного округа о программе, реализованной с депутатом Госдумы, председателем Российского общества «Знание» Любовью Духаниной.
«Работа с книгой и желание читать ее – это культура, которую можно и нужно формировать», — считает ректор.
По мнению Маргариты Русецкой, совместное семейное чтение или литературные гостиные – одно из обязательных этапов на пути развития у ребенка интереса к книгам. Такой формат как раз стал частью проекта «Русский язык в цифровую эпоху».
По программе были организованы циклы обучающих курсов и курсов повышения квалификации для работников библиотек Южного округа. В течение года преподаватели Института Пушкина делились с библиотекарями современными методиками взаимодействия с читателями.
«Но главное – мы передали технологию организации литературных гостиных, — отметила Маргарита Николаевна. – Такой формат является возрождением лотмановских традиций неспешного чтения книги, когда в процессе текст сопровождается историческими, литературоведческими и культурологическими комментариями».
Это нужно, чтобы в полной мере понять классическую литературу.
«Да, «Евгений Онегин» является энциклопедией русской жизни, но той русской жизни, о которой сегодня мы имеем мало представления», — продолжила ректор.
В пример она приводит выражение из пушкинского произведения «вино кометы» и разъясняет, что оно подразумевает шампанское, которое получено от урожая 1811 года. Тогда на протяжении 10 месяцев в небе наблюдали самую яркую комету столетия. Люди ассоциировали это событие и с дурными ожиданиями, и добрыми предзнаменованиями.
С исторической точки зрения комета ознаменовала войну 1812 года. Сами виноделы считали, что явление послужило уникальному урожаю и неповторимому вкусу напитков. Именно поэтому вино урожая 1811 года получило наименование «вино кометы».
«Понимание таких деталей помогает приблизить содержание произведений к современности и делает их интересными. Пока дети читают, а половина из прочитанного им непонятна, это не может заинтересовать. Осознанному, спокойному, интеллектуальному чтению необходимо учить. Без этого невозможно сформировать понимание классической литературы. И литературные гостиные с их неспешным вдумчивым диалогом о книге и камерной обстановкой идут в помощь такому формату», — завершила мысль Маргарита Русецкая.
Метки: Институт имени Пушкина, Маргарита Русецкая, Ректорсоветует, русский язык